Елена Климакова
Бизнес-тренер, коуч
Публикации

Как обеспечить себе успех ДО выступления?

 

В этой статье я хочу раскрыть важные для каждого менеджера составляющие успеха выступлений. Используя эти материалы, Вы сможете еще раз проанализировать свои презентации, и в следующий раз добиться лучших результатов.

 

Я не просто так назвала статью «Как обеспечить себе успех ДО выступления?». 80 % успеха мы закладываем именно на этапе подготовки, а остальные 20% реализуем во время презентации.

 

Более 15 лет я выступаю сама. За эти годы я видела много презентаций моих руководителей и коллег. Работая корпоративным тренером, я готовила к выступлениям менеджеров, мы вместе анализировали проведенные презентации. Я убедилась в важности соблюдения основ публичных выступлений.

 

Вспомните выступления, которые Вы видели в своей жизни. Какие из них Вы запомнили? Почему они Вам запомнились?

Какие-то остались в памяти, потому что оратор выступал ярко, эмоционально, информация была нужная, полезная, и аудитория ловила каждое слово. Запомнился лектор, запомнилось содержание. Эти выступления однозначно были успешными.

Другие Вы запомнили, потому что лектор наоборот был зажатым, скованным, старался забиться в угол или за что-то спрятаться, не общался с аудиторией, а просто бубнил свою речь или еще хуже – дословно читал со слайдов, старался избегать вопросов или отвечал неправильно, неуверенно. Слушать его абсолютно не хотелось, Вы думали о своем. Вы запомнили это, потому что было ужасно скучно, и у Вас нет никакого желания попасть на его выступление второй раз. Какой уж тут успех может быть…

 

В чем же дело? В чем причина сухих неинтересных выступлений?

 

Основная причина – слабая подготовка выступающего. Яркие интересные выступления всегда заранее подготовлены и отрепетированы.

 

Вторая причина – страх выступлений. Как правило – это страх не соответствовать тому, что хочет увидеть руководитель.

 

Третья причина – лектору не интересна тема, не интересна аудитория, которой он читает. Очень хочу надеяться, что в бизнес - среде эта причина встречается крайне редко. Думаю, что ее не стоит затрагивать, а вот на подготовке и страхе выступлений мы остановимся подробнее.

 

Деловая презентация - это возможность представить себя в максимально хорошем свете перед большим количеством людей: сотрудниками, руководством, клиентами. Возможность построить свой бренд в компании, возможность усилить свое влияние, свою позицию. Мне очень нравится высказывание Цицерона «Поэтами рождаются, ораторами становятся». За время работы тренером я убедилась в правдивости его слов. У каждого человека есть все способности и возможности сделать яркое, запоминающееся выступление. Нужно только захотеть.

 

Что же можно сделать, чтобы выступление было успешным?

 

Во-первых, исключить основную причину – слабую подготовку.

Дейл Карнеги писал: «Выходить без подготовленной речи, все равно, что выходить без одежды». Никому же не хочется предстать перед коллегами в неподобающем виде. А вот с неподготовленной речью некоторые позволяют себе выходить.

 

Первое с чем необходимо определиться при подготовке – это цель выступления. Задайте себе вопросы:

Какой результат я хочу получить?

Что после моего выступления будут делать слушатели?

Если Вы не знаете куда плыть, то ни один ветер Вам не будет попутным.

На вопрос о цели выступления я слышала такие ответы менеджеров: «Рассказать», «Я не могу готовиться с конца. Я сначала пишу все, что хочу сказать».

Это мне напоминает сказку «Алиса в стране чудес»:

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? — спросила Алиса.

- А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

- Мне всё равно... — сказала Алиса.

- Тогда всё равно куда и идти, — заметил Кот.

- ... только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.

- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал, усмехаясь, Кот. — Нужно только достаточно долго идти.

А куда Вы хотите привести свою аудиторию?

 

Исходя из цели, которую Вы хотите достичь, составляется содержание выступления.

Основой содержания естественно является знание материала. Несомненно, Вы хорошо ориентируетесь в том, о чем говорите, знаете свою работу, результаты, достижения. Это становится актуальным, когда необходимо выступать по новой теме. Опять обращусь к величайшему из ораторов Цицерону «Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием». Не зная хорошо материал, очень сложно думать об эффективности его подачи, сложно предугадать вопросы аудитории, велик риск выглядеть непрофессионально.

 

Часто я встречаю противоположную ситуацию, когда менеджер очень хорошо владеет ситуацией, и хочет рассказать все, что знает. В этом случае начинается многословие, уход в сторону от заявленной темы. Человек выходит за рамки выделенного времени. Избежать этого можно, опять-таки, подготовкой и четким пониманием своей цели.

 

На этапе подготовки содержания, важно решить будет ли вовлечение аудитории или вы будете докладывать без участия слушателей. Чем больше слушатели не слушатели, а активные участники, тем больше их вовлеченность и восприимчивость, тем больше шансов на успех выступления. Аудитория активно участвует в выступлении на столько, насколько это позволяет формат мероприятия.

 

Давайте опять вспомним те выступления, которые Вам нравились. Что давало им яркость и придавало интерес? Наверняка оратор использовал образы и истории. Какими примерами Вы можете подчеркнуть, проиллюстрировать, украсить Ваше выступление? Это могут быть истории из жизни, рабочие ситуации, может быть даже анекдот. И помните, что лучший экспромт – подготовленный.

 

Закончить свое выступление очень важно призывом к действию. Он, как правило, соответствует поставленной цели и его тоже важно продумать, и даже выучить, заранее. Если Вы сказали в конце своего выступления что слушатели должны сделать, то это значительно повысит эффективность.

 

Если Вы планируете выступать с визуальной поддержкой в виде презентации в PowerPoint, то необходимо уделить время слайдам. Хорошие слайды подчеркнут в Вас профессионала, будут Вам и аудитории в помощь.

 

Вот мы с Вами и подготовили смысловую часть выступления. Теперь неплохо подумать о том, как усилить положительное впечатление на выступлении: как двигаться, какие жесты делать. Прочитайте свое выступление. В какие моменты Вы можете подкрепить сказанное жестами, какие это будут жесты, чтобы перед аудиторией не получилось бессмысленных, навязчивых маханий руками или наоборот полное отсутствие движений рук. Например, если Вы говорите о росте продаж в прошлом квартале, то руки должны подниматься вверх, а не падать вниз. Обязательно помните, что тело никогда не врет, и слушатели скорее поверят Вашим жестам, чем словам.

 

Проведите репетицию пред теми, кому Вы доверяете. Это могут быть друзья, родственники, муж или жена. У нас есть выражение «тренироваться на кошках», а за границей есть подобное выражение «тренироваться на собаке». Вы читаете свою презентацию собаке, если она не заснула - выступление интересное. Если заснула – повод задуматься над подачей информации. Если есть возможность, снимите свою репетицию на видеокамеру. Это позволит Вам заметить слабые моменты и вовремя их исправить, пока они не стали достоянием гласности.

 

И когда уже у Вас практически готово выступление, Вы можете заняться своей уверенностью.

 

Если у Вас есть страх выступлений, то следующая часть для Вас.

Если у Вас нет страха, то можете пропустить несколько абзацев, а можете сделать предложенное упражнение. И тогда у Вас будет возможность проанализировать, и найти ресурсы для более успешного выступления.

 

Страх – одна из величайших проблем выступающих. По статистике, страх публичных выступлений превышает страх смерти. На тренингах в каждой новой группе от 50 до 90 % участников испытывают страх выступлений. Не все об этом говорят. Многие этого стесняются, пытаются скрыть. Но это все равно становится явным на выступлении. Страх парализует, сковывает руки, ноги, предательски дрожит и садится голос. Почему так получается, ведь в 99 % случаев выступление не является угрозой жизни? Потому что работа для многих из нас занимает основное место в жизни. А из-за плохой презентации могут испортиться отношения с начальством, появляются угрозы карьере, не выполняются поставленные задачи, т. к. сотрудники не мотивированы на достижение. Вот и образуется замкнутый круг, который необходимо разорвать. Страх очень важно преодолеть до выступления.

 

Предлагаю не откладывать работу по искоренению этого неприятного состояния, и прямо сейчас составить «Список уверенности» и изменить свою жизнь к лучшему.

Подумайте «Когда я уверенно себя чувствую? Что мне нужно знать, иметь и т.д., чтобы быть уверенным?» Напишите от 6 до 12 факторов, которые Вам необходимы для уверенности. Например, это могут быть: наличие знакомых, доброжелательных людей, отсутствие руководителя или наоборот его присутствие, знание материала и т. п.

Напишите свои варианты в первом столбце:

 

______________________________   10 – это____________________   Балл_____

______________________________   10 – это____________________   Балл_____

______________________________   10 – это____________________   Балл_____

______________________________   10 – это____________________   Балл_____

______________________________   10 – это____________________   Балл_____

______________________________   10 – это____________________   Балл_____

______________________________   10 – это____________________   Балл_____

______________________________   10 – это____________________   Балл_____

 

Затем переходите ко второму столбцу. Для каждого пункта определите, что обеспечит максимальную уверенность - это будет 10 баллов. Пропишите критерии максимально по SMART (конкретно, измеримо, амбициозно, реалистично, и, если необходимо, ограниченно по времени).

После этого, по шкале от 1 до 10 в каждом пункте оцените состояние на настоящий момент – третий столбик. Если 10 – максимальная уверенность, то 1 – минимальная. Например: для Вас важно наличие в зале доброжелательно настроенных знакомых. Единицей для Вас будет отсутствие знакомых вообще, а 10 - наличие 2 знакомых, которые внимательно Вас слушают, кивают, и поддерживают Вас зрительно.

Обратите внимание на те пункты, значения которых меньше 5. На них и надо влиять, чтобы на выступлении чувствовать себя уверенно. Если таких пунктов несколько, то первым делом надо изменить тот, который в большей степени повлияет на уменьшение страха и неуверенности.

Исходя из полученного результата, как Вы можете обеспечить себе уверенность?

Что из того, что дает уверенность, будет на ближайшем выступлении?

Что Вам нужно добавить или сделать, чтобы чувствовать себя лучше?

Что нужно сделать, чтобы была уверенность?

 

Инвестируйте свое время в это упражнение. Вы можете возвращаться к нему перед каждым выступлением.

Эта техника дает хороший эффект на этапе подготовки, даже если Вы ее сделаете накануне вечером. У Вас еще есть возможность что-то исправить. Осознание своих страхов и сильных сторон уже делает человека более сильным и уверенным. После этого упражнения люди чувствуют себя более спокойно, и выступают уверенно. Автоматически улучшается качество выступлений, голос звучит более громко и свободно, появляются движение, жестикуляция, активное общение с аудиторией, уверенные ответы на вопросы.

Вот мы с Вами и разорвали порочный круг.

 

Накануне вечером самое время подвести итог готовности и психологически настроиться на выступление. Еще раз проверьте свою подготовку на всех этапах.

 

Начните с окружающей обстановки. Представьте себе место, где Вы будете выступать, какое это помещение, какая там обстановка, где сидят слушатели,  где стоите Вы, во что Вы одеты. Лучше, если Вы сходите в зал вечером или утром до того, как туда все соберутся, сможете «примериться к залу» и постоять там, поговорить. Если есть возможность, посадить на задний ряд знакомых и сказать несколько фраз, чтобы понять, с какой громкостью надо говорить, чтобы не пришлось спрашивать у аудитории: «Меня хорошо слышно?»

От обстановки переходите к содержанию выступления: Что я скажу, какие аргументы представлю, что буду отвечать на вопросы и возражения?

Затем вспомните невербальные компоненты выступления. Как я буду двигаться, как проиллюстрирую свое выступление? Представьте как Вы говорите понятно, четко, громко и энергично. Вспомните, что у Вас есть все способности и возможности, чтобы выступить хорошо. Вы прекрасно ориентируетесь в теме выступления.

Задумайтесь в чем важность этого выступления для Вас.

Почувствуйте себя уверенно, спокойно, с позитивными эмоциями. Запомните это состояние и вспомните его перед выступлением.

Вот теперь Вы обеспечили себе 80 % успеха.

Давайте еще раз коротко остановимся на том, что в этом помогло:

Начинайте готовиться, как только узнали о теме выступления. Не оставляйте все на последний день.

Ставьте цель до того, как начнете готовить выступление.

Составляя текст, придерживайтесь поставленной цели.

Продумайте иллюстрации, примеры, жесты.

Обязательно проведите несколько репетиций.

Проверьте свою готовность и настройтесь психологически накануне вечером.

 

Сделав эти простые шаги, Вы заметите, что Вам проще выступать, что руководитель к Вам меньше придирается, клиенты задают меньше каверзных вопросов, сотрудники лучше выполняют поставленные задачи, а Вы стали еще более успешным менеджером.

 

Успешных выступлений!

 

Елена Климакова, бизнес – тренер, сертифицированный коуч.